filimonov_spb (filimonov_spb) wrote,
filimonov_spb
filimonov_spb

Сингапур. Заметки архитектора.



Путешествие в Сингапур было в какой-то степени случайностью. Оно стало призом за победу в архитектурном конкурсе Архишанс-3 "Свобода передвижения", темой которого была разработка транспортно-пересадочного узла в Лахте, Санкт-Петербург. В нем мы участвовали вместе с Ириной Филимоновой.


Сингапур - это город-государство с пяти миллионный населением, самая южная точка Азии, остров в южно-китайском море. По сути, дело оно расположено на перекрестке азиатских цивилизаций, что в совокупности с продуманным законодательством дало свои результаты.
Существует огромное количество отчетов в блогах о том кто как съездил и что ел. Нас же интересовал город, как единый организм, его структура и архитектура.


ТРАНСПОРТ
Первое. что бросается в глаза - это
динамика развития города и высокий ритм жизни. Азия - самый динамично развивающийся регион мира. Все это в первую очередь влияет на транспортную систему, ее логистику. Основным видом транспорта для нас, наверное, в силу привычки, был местный метрополитен - MRT (Mass Rapid Transit). Почему в силу привычки, так потому что пробок мы не видели и спокойно могли пользоваться автобусами и такси.
MRT не глубокого заложения, где то и вовсе проходит на эстакаде, что позволяет делать более сложную и развитую логистику станций. На фото Bras Basah station.
metro 000

А вот подземный переход на станции Bugis

Те станции которые мы видели, были закрытого типа, поезда отделяются от пассажиров стеклянной перегородкой, с раздвижными дверями, выполненной на всю высоту или на 1.5 метра.
m6
Еще одной отличительной особенностью является большое количество яркой инфографики.
m1

Места для Социальных групп пассажиров ярко выделены, а призывы уступать места имеют положительную окрасу.
m2

А это пример того, как строители метро приносят свои извинения за неудобства на период строительства.
metro 016

Город имеет достаточно плотную сетку улиц, с интенсивным движением эффективность которого достигается большим количеством полос, организацией потоков, почти полным запретом парковки на улицах, и естественно за счёт пешеходов, далеко не везде есть наземные пешеходные переходы где-то они заменены надземными и подземными, а где-то их просто нет.
transport 0005

В качестве общественного транспорта здесь выступают автобусы (в том числе двухэтажные) и такси, на остановках которых выстраиваются целые очереди). Из-за тропического климата многие здания имеют пешеходные галереи, от которых к остановкам ведут навесы.
transport 0010

А вот велосипеды в Сингапуре не популярны. Причем этому есть целый ряд рациональных объяснений:
1.
Велосипед как вид транспорта не эффективен при высоких ритмах жизни. Он скорее подходит для неспешной поездке за круассанами в состарившейся и заработавшей свое состояние Европе. А здесь все только начинается и время - деньги.
2. Климат - частые дожди и жара мало подходят для комфортных поездок, тем более на работу.

Пешеходов всячески защищают от велосипедистов, особенно это заметно в пешеходных зонах и метро.

t01

В качестве отдыха и спорта в городе льва более популярен бег. Но для тех, кто все же хочет покататься это без труда можно сделать в East Coast park, на островах Sentosa и Pulau Ubin.

В целом же порядок в общественных местах достигается достаточно прозаичными методами.



ГОРОД
Говоря о качестве среды и об архитектуре сразу стоит отметить, что они, как и везде на прямую зависят от благосостояния резидентов и заказчиков.
За все нужно платить, в том числе и за обслуживание, и если на общегодских территориях за это платит город , то во дворах - жильцы. Поэтому и комплексы здесь встречаются совершенно разные.

На фото жилой комплекс Reflections студии Дэниеля Либескинда (http://www.archdaily.com/210036/reflections-daniel-libeskind/)
DSC_0179

А вот другой пример, и таких дешевых многоэтажек гораздо больше.
IMG_8366

Но в целом частный заказчик и государство готовы платить  за качественную архитектуру и городскую среду. На фото комплекс "Beach road" по проекту Нормана Фостера.
a001

Концепция обращение, к которой прослеживается во многих современных зданиях и благоустройстве это природный контекст. Заросшие стены и парк форта Каннинг наглядно демонстрируют идею - все растет на всем.
env 001

Таким образом, в концепции многих современных зданий включено, вертикальное озеленение и сады на разных уровнях.
a002


На фасадах можно даже увидеть карту мира из растений.


А вот озеленение под отрицательным углом.


Одними из тех, кто активно продвигает эту концепцию в своем творчестве является архитектурная студия WOHA (http://www.woha.net/). На фото Royal Park Hotel.


АРХИТЕКТУРА
Архитектура не то, на чем здесь экономят. В центре города огромное число дорогих имиджевых объектов обладающих уникальной архитектурой и просторными атриумами, в которых очень даже прохладно по сравнению с +28 на улице. На фото интерьеры комплекса Marina Bay Sands.



Все это делает явным тот факт, что время Америки и Европы проходит. Наступает время азиатского региона, который не согласен быть просто производственной базой.
На фото одно из многих имиджевых зданий на
Орчард-роад. Благодаря внутренней подсветке можно рассмотреть, что из себя представляет конструкция кубов.


Гуляя по городу, зависть берет от того, что у архитекторов была возможность реализовать свои фантазии. И дело тут не только в деньгах, но и в прогрессивности мышления заказчиков и населения. Сколько раз мне приходилось слышать: "это слишком дорого" или "это конечно интересно, но потенциальные покупатели не поймут, классика будет в самый раз и богато и понятно, а то, что предлагаете вы это на любителя".

Marina Bay Sands


Clarke Quay (бывший складской комплекс, сейчас один из центров ночной жизни Сингапура)

Большинство конструкций и технических решений не такие уж и сложные, вопрос в аккуратности изготовления, продуманности, и следовании концепции.
Гигантские цветы gardens by the bay это просто полые железобетонные остовы, на которые сверху крепится трубчатая металлическая структура, а на нее в свою очередь вертикальное озеленение в кассетах.


Конструкция ArtScience museum это пространственная металлическая структура в форме цветка лотоса. Технически сложная, но не невероятная.


В контексте всего этого вспоминаются слова американского архитектора Томаса Мейна, который в одном из своих интервью сказал, что чем здание технически сложнее, тем дороже его эксплуатация, и заказчик должен это понимать.
УЛИЦЫ
Качество и количество благоустройства общественных пространств поражает.

env 003
Marina Bay Sands

На него тратится не только город, но и владельцы зданий, стремясь минимизировать барьер между интерьером и экстерьером и считая благоустройство улиц частью общей концепции здания.
env 005

Отдельно стоит отметить огромное количество арт-объектов и скульптур на площадях, скверах и в торговых центрах, но при всем при этом, ощущения их переизбытка не возникает. Они грамотно вписываются в среду, завершая градостроительные композиции.
env 006

ОБРАЗОВАНИЕ И ИСКУССТВО
Так же обращает на себя внимание и то, что художественному образованию уделяется большое значение.  Есть различные школы искусств, колледжи и академии. В которых занимаются люди разных возрастов.

School of Arts, Princep street.

Климат позволяет стирать границы между интерьером и экстерьером.

School of Arts, Princep street.

В колледже искусств на Шорт стрит все аудитории имеют сплошное прозрачное остекление, и обращены в затененный  внутренний двор, в котором мы стали свидетелями занятий по актерскому мастерству.


В Сингапуре на буднях и по выходным проводятся различные фестивали и устраиваются бесплатные представления и концерты.


А еще в то время пока мы были в Сингапуре, в Марина бэй проводились гонки на катамаранах - Extreme Sailing Series. (Gasprom team, Russia http://www.extremesailingseries.com/teams/view/Gazprom-Team-Russia)


В одном из торговых центрах на Orchard street на втором этаже мы обнаружили общественную библиотеку дизайна (читальный зал). Слоган которой гласит "Design is for everyone".


Она включает в себя книги и журналы по архитектуре, градостроительству и различным областям дизайна. Пользоваться ей может любой желающий без всяких читательтских билетов.


Сама же улица Орчард-роад - это два километра торговли и развлечений. На ней сконцентрировано множество торговых центров достигающих 12 этажей в высоту и до 4 этажей в глубину.
oooo


СЕНТОЗА
Рем Колхас в своей книге Нью-Йорк вне себя, описывая причины формирования на Кони-Айленде общегородского курорта приходит к выводу, что это ближайший к городу кусок нетронутой природы являлся средством от нервных болезней городской цивилизации. Так вот Сентоза - это Кони-Айленд для Сингапура.


И как и сто лет назад на Кони-Айленде, на Сентозе в начале XXI века строятся парки развлечений, развивается инфраструктура туризма.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общем мы видели еще много чего интересного: колониальный центр, маленькая индия и чайна-таун. И много чего еще не посмотрели.



Побывали в различных музеях.


И под конец очень устали.


Сингапур или как его еще называют - город Льва оставил у нас только положительные впечатления. И хоть вернулись мы всего пару недель назад туда хочется вернуться снова.
Tags: Сентоза, Сингапур, архитектура, город, дизайн, среда, строительство, урбанистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment