filimonov_spb (filimonov_spb) wrote,
filimonov_spb
filimonov_spb

Categories:

Владимирская площадь. Концепция устойчивого развития.

Владимирская площадь. Концепция устойчивого развития.
Vladimirskaya square. The concept of sustainable development.


Среда исторического города не однородна, ее формирование процесс длительный и где-то даже бесконечный, подчинённый развитию общества и научно-техническому прогрессу. Таким образом, постепенно происходит замена одних ее функциональных элементов другими, что может вызывать диссонанс и противоречие между необходимостью такой замены с одной стороны и возникшей исторической ценностью отдельных зданий или целых градостроительных комплексов с другой.
ХХ век стал для России веком перемен. Страна претерпела колоссальные социально-экономические изменения, но, как ни странно, они же способствовали сохранению архитектуры фоновой застройки Петрограда – Ленинграда – Санкт-Петербурга. Развивались в основном новые территории. Точками роста и интенсивных преобразований в историческом городе были функциональные центры, которые необходимо было адаптировать к постоянно изменяющимся потребностям населения. Модернизировалась транспортная система. Так стремительная автомобилизация привела к вытеснению общественной жизни с ряда площадей в окружающую застройку, а появление выходов со станций метрополитена вне исторически сложившихся композиционно-пластических центров вызвало сдвиг в функциональной структуре среды (изменению информационной напряженности поля) и формированию новых векторов развития. Яркие тому примеры ст. метро Технологический институт, Адмиралтейская, Маяковская.
Попытки перейти к постиндустриальной модели общества и рыночной экономики привели к резкому росту сферы услуг, что требует увеличения общественных пространств, выход их за пределы центров, то есть интеграции их в окружающую застройку. В свою очередь, идеи 30-х годов ХХ века по переносу общегородского центра на юг не получили развития.
Таким образом, были заложены необходимые предпосылки для усиления изменений в архитектуре фоновой застройки.
С учетом настоящих тенденций в историческом центре, где сложившаяся застройка имеет историко-культурную ценность, основной задачей является структурный анализ городской среды, позволяющий сформировать подход, обеспечивающий ее устойчивое развитие. В то же время не стоит забывать о том, что в городе сохранилась не среда XIX века, а именно застройка и в этом уже есть определенное противоречие, которое не принято замечать.
Владимирская площадь является одним из самых актуальных пространств в структуре города, развитие которого не завершено, а отдельные здания воспринимаются как градостроительные ошибки, и нет единого мнения относительно концепции его развития.
Исторически площадь была сформирована ансамблем Собора Владимирской иконы Божьей матери, вокруг которого развивалась двух-трех этажная рядовая застройка, высота которой со временем увеличивалась (Рисунок 1).
   
Рис. 1. Исторические виды площади: I- Вид церкви Владимирской богоматери. И.А. Иванов, 1815 г. II - Вид на церковь Владимирской Божией Матери со стороны Владимирской улицы. Ф.В.Перро. 1841 г.

Значимые изменения стали происходить в начале ХХ века, когда появились возможности и предпосылки для качественно новых преобразований среды. Началось разделение транспортно-пешеходных потоков. Активная автомобилизация привела к тому, что Владимирская площадь перестала быть единым общественным пространством, начался процесс расширения функционального центра и его активной интеграции в окружающую застройку. Площадь больше не функционирует как пространство для коммуникации людей, она полностью поглощена транспортом, так как Литейный, Владимирский и Загородный проспекты стали важными транзитными магистралями в структуре Санкт-Петербурга. При этом пешеходные связи и зоны не развиты и не эффективны. Это место перестало соответствовать самому понятию городской площади.
Появился новый акцент – доходный дом И. В. фон Бессера (1900-1901 - арх. Шульман Карл Аллар), который по своей архитектуре и масштабу выделяется из фоновой застройки. Он был реконструирован в 2002-2003 годах, в результате увеличился уклон кровли и как следствие общий объем здания. Это приблизило здание по масштабу к Владимирскому собору и сделало его более контрастным по отношению к окружающей застройке.
В дальнейшем негативный процесс был усилен зданием «Регент-Холла» построенным в 2006 году на месте небольшого пешеходного пространства перед вестибюлем станции метро Достоевская, расположенной в глубине участка за зданием по адресу Владимирский пр. 21 (Здание Владимирского городского училища) он был открыт в 1991 году.  На месте снесенного дома была образована площадь, необходимая хотя бы для частичного распределения людских потоков.
В ХХ веке Владимирская площадь получила значительное функциональное насыщение, что усилило ее роль в жизни города. Так в 20-х годах в Кузнечном переулке по проекту архитекторов Овсянникова С.О., Пронина А. С. был построен первый советский рынок. Позднее, в середине века появился выход со станции метро Владимирская ставший новым акцентом и функциональным центром площади. Вместе с тем роль церкви в культурной жизни общества ослабла, и культовый комплекс стал только градостроительной доминантой. И как уже было сказано, в начале 90-х был открыт второй надземный вестибюль метрополитена, ставший еще одним центром притяжения на площади.
Сформировавшийся на сегодняшний день облик площади, завершенным назвать нельзя. Здания владимирского пассажа и регент-холла (дома № 19 и 21 соответственно), являющиеся по отношению к собору элементами фоновой застройки, но по своему масштабу и положению в пространстве соперничают с ним, и, в то же время, резко контрастируют с остальной застройкой, высота которой варьируется от трех до пяти этажей. Таким образом, нарушена иерархия внутри композиционно-пластического центра (Рисунок 2).

Рис. 2. Современный вид площади от Колокольного переулка.

Из этого можно сделать вывод, что основные изменения, влияющие на восприятие общей композиции, происходят в архитектуре фоновой застройки формирующей пространство площади и акцентирующей внимание на доминанте. В свою очередь, не стоит забывать, что в более крупном масштабе фоновая застройка композиционно-пластических центров сама начинает восприниматься как доминантная. Анализ архитектуры фоновой застройки это ключ к пониманию причин возникновения диссонанса и методов исправления сложившейся ситуации.
С точки зрения функциональной структуры площади основными центрами притяжения являются вестибюли метро, в контексте которых функционирует торговля. К концу ХХ века было сформировано определенное композиционно-пластическое решение со своей иерархией.
Увеличение высоты владимирского пассажа и строительство отдельно стоящего здания на месте общественного пространства перед вестибюлем станции метро Достоевская в начале ХХI века привели к увеличению контрастности внутри фоновой застройки. Регент-Холл по своей пластике, масштабу деталей и подсветке явно соперничает с доминантой (Владимирским собором), разрушая сложившуюся композицию. Одновременно попытка создать в первой линии подобие исторического фасада стало явной ошибкой, так как этот фрагмент получился ниже, чем существовавшее на этом месте здание, он имеет два этажа вместо трех, что еще больше увеличивает расхождение в масштабе фоновой застройки (Рисунок 3,4). К тому же сложная форма участка и чрезмерная высота корпуса выходящего на Щербаков переулок привели к формированию нового заднего плана и нового псевдо направления вдоль Загородного проспекта, которое могло усилиться развитием застройки за домом Рогова (Загородный проспект д. 3).

Рис. 3. Исторические виды площади XX века. I - Вид в сторону загородного проспекта (середина ХХ в.). II - Вид на дом 21 по Владимирскому проспекту (ок. 1942 г.).

Таким образом, дом Дельвига (Загорододный пр., дом 1) оказался вырванным из контекста, отдельно стоящим объектом и очередным акцентом. Одновременно с этим вход в метро оказался скрыт и заужен. Совершенно не осталось коммуникационного пространства перед вестибюлем станции метро Владимирская, которое было расширено за счет создания пешеходной улицы (Большая Московская ул.).

Рис. 4. Анализ существующего градостроительного положения площади с выделением уличного фронта и акцентированных входов в функциональные зоны.

Существует несколько путей выхода из сложившийся ситуации, но решают они одни и те же задачи: восстановление непрерывного фронта улицы; уменьшение масштабного контраста в фоновой застройки; развитие площади, как коммуникационного пространства; визуальное обозначение входа в метро.
Самый оптимальный путь, учитывающий интересы всех участников процесса – это демонтаж декоративной ротонды, изменение масштаба элементов фасада Регент-Холла и логики формирования его первого этажа дабы создать визуально идентифицируемый вход в метро. Высота Владимирского пассажа тоже могла быть пересмотрена, так как и его первоначальная высота по меркам начала ХХ века была чрезмерной.
Таким образом, вполне адекватно решение фасада в одной концепции на всю высоту здания, с выделением объема исторической трехэтажной части и акцентами на входах в метро. Основной задачей является выбор масштаба элементов фасада, таким образом, что бы здание было элементом рядовой застройки. Существующее завершение здания, размер колонн, единый стеклянный витраж и экран, являются атрибутами доминанты, а не фоновой архитектуры. При этом не важна эстетика здания, стилистика может быть современной.
В целом возможно увеличение высоты трёхэтажных зданий, так как с момента их создания общая высотность окружающей застройки выросла, это естественный процесс, протекавший в исторической среде повсеместно, который позволил уменьшить масштабный контраст в фоновой архитектуре.
Еще одной проблемой является отсутствие общественного пешеходного пространства. В то же время часть площади не используется, но небольшие изменения в улично-дорожной сети позволили бы ее задействовать. Таким образом, рационально сместить транспортные потоки в центр площади, туда, где сейчас находится не используемое пространство (Рисунок 5). Исключение разворотной площадки в целом не скажется на существующей концепции улично-дорожной сети района. Особенно с учетом перспективы уменьшения количества частного автотранспорта в историческом центре города, представленной Комитетом по градостроительству и архитектуре  летом 2013 года.

Рис. 5. Схема реорганизации транспортных потоков: I – Существующее положение. II – Предлагаемая схема.

Вход в метро не читается. Людей нарочно вводят в заблуждение, направляя в торговый центр, то же самое происходит и с вестибюлем станции Адмиралтейская, Звенигородская. Все это противоречит сформировавшемуся информационному полю, то есть делает транспортно-пешеходные потоки запутанными и не эффективными. Необходимо восстановить непрерывность уличного фронта и оформить входы и выходы из метро. Это возможно сделать за счет создания фальшь стен на два этажа с арочными проемами. Тем более как видно на фотографии 1942 года (Рисунок 2) с обеих сторон от здания 21 по Владимирскому проспекту существовала каменная ограда с въездами.
Таким образом, основной задачей является восстановление иерархии в пространстве. Именно собор Владимирской иконы Божьей матери является градостроительной доминантой, входы в вестибюли метро функциональными доминантами и одновременно градостроительными акцентами, торговля – сопутствующей функцией, которой отведено место фона, а вся площадь является общественным пространством.

Рис. 6. Анализ существующего градостроительного положения площади с выделением уличного фронта и акцентированных входов в функциональные зоны. Схема.



Рис. 7. Предложение по развитию существующего градостроительного положения площади с выделением уличного фронта и акцентированных входов в функциональные зоны. Схема.

Решение проблем Владимирской площади кроется в тщательном подходе к деталям. Ведь именно совокупность, подчас незначительных изменений, стало для деградации пространства определяющим.
С точки зрения архитектуры и градостроительства сохранение сложившихся композиционно-пластических центров и роли градостроительных доминант в них под воздействием постоянно меняющихся потребностей общества не представляет особых сложностей. Так как все изменения в основном касаются архитектуры фоновой застройки, то сохранение иерархии, внутри неё и по отношению к доминантам обеспечивают целостность среды.
Subscribe

  • Минский праздник Архитектуры.

    С 3 по 5 сентября в Минске проходил ХI Национальный фестиваль архитектуры «Минск-2015», VI Минский Международный биеннале молодых…

  • Сингапур. Заметки архитектора.

    Путешествие в Сингапур было в какой-то степени случайностью. Оно стало призом за победу в архитектурном конкурсе Архишанс-3 "Свобода…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments